Особенности американской жизни

Previous Entry Share Next Entry
Достопримечательности Нью-Йорка: Метро. Сегодняшний день
igornasa
underGround

Никто не обнимет необъятного!
(Козьма Прутков)


У нью-йоркского метро - солидные конкуренты.
Лондон построил первую в мире подземку и умудряется до сих пор поддерживать это архаичное хозяйство.
Парижское метро имеет несколько скоростных линий.
Нет более красивого, до вычурности, метро, чем московское, и более современного, чем токийское.
Но, несмотря на то, что нью-йоркское метро имеет репутацию самого грязного и шумного, оно перевeзет вас в нужное место быстрее любого другого в мире, и обычно вовремя.
Как такое возможно?

Топология метро

Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален
(Козьма Прутков)


Окинем беспокойное хозяйство метрополитена с высоты птичьего полета.
У Большого Нью-Йорка нет центра, поэтому у метро нет никаких радиальных и кольцевых линий. Но все дороги ведут в Рим - чтобы попасть из одного района в другой, нужно проехать через Манхеттен.
Маршруты - это деревья, стволами которых являются манхэттенские линии, а ветками - линии Бронкса, Бруклина и Квинса. На жаргоне транспортников линии Манхэттена так и называются - trunks (стволы).
Если судить по этой карте, в нью-йоркском метро нет ничего необычайного. Оно, как и любое другое, просто сеть линий с возможностью перехода с одной на другую на пересадочных станциях.
SubwayMapBlackRect


Но давайте увеличим участок карты, на котором находится перекресток мира - площадь Times Square. Здесь картинка несколько усложняется. Если сравнивать с московским метро, то видно первое различие - по одной и той же линии проезжают поезда разных маршрутов ( носящих минималистские названия 1, 2, 3 ... или A, B, C ...). Например, по зеленой линии ходят поезда 4, 5, 6.
SubwayMapMidtown


Если же мы вглядимся в эту зеленую ветку повнимательнее, то обнаружим ту черточку, которая и делает нью-йоркское метро столь уникальным - наличие локальных и экспресс поездов.
Ясно видно, что локальный поезд "6" останавливается на станциях 14, 23, 28, 33, 42, 51, 59 Street, а вот экспресс-поезда "4" и "5"- только на 14, 42 и 59 Street.
SubwayMapMidtownGreen100


Именно идея экспресс-поездов, простая как колумбово яйцо, вывела нью-йоркское метро в лидеры по скорости доставки пассажиров - Чем скорее проедешь, тем скорее приедешь (Козьма Прутков)

Теперь, когда мы знакомы с топологией метро, легко понять, как добраться от пункта А в пункт Б. Ищем ближайшие к А и Б линии, определяем, какие сделать пересадки и отправляемся в путь. По возможности пользуемся экспресс-поездами, а для тонкой настройки - локальными.
Увы, не все так просто.

Миссия: добраться из пункта А в Б за кратчайшее время

Магнит показывает на север и на юг;
от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни
(Козьма Прутков)


Миссию можно разбить на несколько задач, решать которые будем в последовательности: Пришел, Увидел, Победил.

Увидеть придется
1. станцию
2. поезд
3. направление движения
4. тип маршрута

Название станции - обычно это ближайшая улица или достопримечательность
Название поезда - буква или цифра
Направление движения:.
    Внутри Манхэттена - Юг-Север (на знаке - слова Downtown или Uptown).
    Из Манхэттена - в другой район (на знаке - название района, например, Bronx)
    Из района - в Манхэттен (на знаке - слово Manhattan).
Тип маршрута - локальный или экспресс

Первая задача - опознать на улице станцию метро.

Вход/выход

Входов-киосков первоначального образца не осталось, но один был восстановлен:
LastKiosk

Ворота сегодняшнего нью-йоркского метро очень разнообразны, но в основном имеют вид либо Starway to Heaven "лестницы на небеса"
entranceKingsHighway

либо "лестницы, ведущей вниз":
EntryDown

Входы украшены шарами, цвет которых имеет информационное значение:
- "зеленые фонари" - вход возможен круглые сутки
- "красные фонари" - вход закрыт на ночь
У этих фонарей интересная история.

Над каждым входом указаны, как минимум, станция и поезда, которые проходят через нее
signWallStreetDowntown
Станция - Уолл Стрит. Поезда - 4 и 5

Если же на вывеске присутствует и направление движения (как здесь - Downtown и Brooklyn), значит, через этот вход недоступны поезда противоположного направления (Uptown и The Bronx), для которых - отдельный вход. Начинающие осваивать метро часто попадают в ловушку на таких станциях и вынуждены платить дважды, если зашли через неправильный вход или, пропустив свою остановку, решили вернуться назад на поезде противоположного направления.

При входе, в до-турникетной зоне, вы обнаружите много полезных вещей - карту окрестностей и карту метро,
SubwayMapEntrance


информационную будку,
148th st. #3 line subway station

автомат для продажи проездных карт и даже "контрольные весы", оценивающие вес вашего проездного - сколько на нем осталось поездок.
MetrocardReader


Проездные карты были разработаны в расчете на вечно спешаших нью-йоркцев, и это означает, что вы должны провести проездной карточкой очень быстро, иначе дверка не откроется. Как говорили древние, находясь в Риме, веди себя как римлянин...
Metrocard

Турникетов - два вида. Tурникет типа "вам по пояс будет" вводит некоторых представителей группы риска в соблазн перепрыгнуть через него.
turnstileJump

Вот через турникет "в полный рост" бесплатно пройти невозможно. На жаргоне транспортников зовется Iron Maiden (Железная Дева), в честь средневекового орудия пытки, на которое он похож
turnstileIronMaiden

Пройдя турникет, вы либо очутитесь на распутье (в переходе между станциями/платформами), либо сразу попадете на платформу.

Переход между станциями/платформами

Переходы похожи на коридоры лабиринта, но с указателями. И здесь путеводной звездой является название поезда и направление маршрута:
labirint1

"Желтый отброшен и скомкан". Из оставшихся серого и зеленого выбираем цвет надежды - зеленый.
labirint2

Верной дорогой идете, товарищи.
labirint3

Первая развилка - Downtown (Юг) или Uptown (Север)?
labirint4

"... мы пойдем на Север" (c)
signUptown

Последний выбор - экспресс или локальный, и мы выходим на платформу.
signExpressLocal


Платформа

Платформы надземных и подземных станций отличаются радикально. Общее у них одно - и там, и там вы чувствуете себе некомфортно. На надземной платформе
platformElevated

надо иметь самообладание монтажника-высотника, когда с края платформы видишь в широких пролетах между шпалами проезжающие далеко внизу машины
viewFromPlatforma1


Платформы же подземных станций имеют промышленный дизайн, с лесом металлических колонн в заклепках, окрашенных, правда, в жизнерадостные детские цвета - красный, желтый, зеленый, синий.
PlatformRed

PlatformYellow

PlatformGreen

Но вот подъехал наш поезд. Поспешим внутрь вагона.
Будьте осторожны, смотрите под ноги - расстояние между платформой и вагоном подчас бывает неожиданно большим
CautionFootGap

На станциях, где поезд движется по крутой дуге, это расстояние становится настолько велико, что для безопасности используются выдвижные платформы
UnionSqCurve


Вагон

Даже если вы выбрали правильную платформу, войдя в вагон, убедитесь, туда ли вы попали. Как на вагоне, так и внутри него есть табличка с названием и направлением маршрута, а в новых вагонах - светящееся табло
signInCar

В час пик не стесняйтесь спросить пассажиров - "Какой это поезд?" Они ответят вам с удовольствием, особенно когда поймут, что вам сюда не надо, и вы, выйдя, уменьшите плотность переполненного вагона.
Одна из обычных ошибок - сесть в экспресс вместо локального и увидеть нужную вам станцию на скорости 40 миль/час.

Распространенное представление, что в нью-йоркском метро никогда не уступают места, несколько преувеличено. Иногда все-таки уступают - инвалидам, беременным и пассажирам с маленькими детьми. Увы, вот пожилым практически не уступают, это стоит признать. Если все-таки есть свободные места, не садитесь на сиденье, над которым висит карта метро, ибо уснуть вам не удастся, так как периодически придется сдвигаться в сторону, чтобы обеспечить доступ к карте.
CarInsideNewspaper

Естественно, вдоль всего вагона висят разнообразные обьявления. Одно из самых известных - рекламирующее услуги дерматолога доктора Z (Jonathan Zizmor). Как писала газета New York Times, "Неважно, где вы стоите или сидите, его добрые глаза найдут вас. И они оценят вас. Особенно цвет и фактуру вашего лица. Перед тем, как сесть в метро, вы пребывали в иллюзиях, что у вас все в порядке. А теперь его глаза, кажется, говорят - у вас что-то с лицом".
doctorZ

Джонатан Зизмор, возможно, один из самых узнаваемых нью-йоркцев. Его объявление висит в каждом пятом вагоне метро в течение последних 25 лет. Когда Хилари Клинтон выдвигалась на пост сенатора в штате Нью-Йорк, журнал New Yorker предложил, чтобы она, никогда не жившая в Нью-Йорке, прошла бы тест, с которым мог бы справиться только нью-йоркец. Один из вопросов - "Кто такой доктор Зизмор?"

В вагоне - множество забавных пиктограмм (что запрещено, как вести себя в опасности и т.д.), о которых будет отдельный пост, и оконных постеров - art cards.
p60_edited-1

Кроме обычных пассажиров, в вагоне вы часто встретите:
профессиональных попрошаек с известной легендой "Господа, я не ел шесть дней";
музыкантов, которым хочется поскорее дать доллар, чтобы они только не начинали играть;
сумасшедших пропoведников, пронзительные голоса которых рано или поздно сделают из вас воинствующего атеиста;
и наконец, участников какой-нибудь акции, как, например, поездка в метро без штанов

Очень тревожный знак, если в час пик один из вагонов - полупустой. Это верный признак, что в нем едет бездомный со своим скарбом, вокруг которого сразу создается зона отчуждения на полвагона. Заходить в такой вагон не рекомендуется.


Выход

Найти выход из метро - самая легкая задача. Если вы посмотрите на фотографии, то вы увидите, что на любом уровне вам была доступна красная кнопка Exit (Выход).
Положено выходить через те же самые турникеты, но есть и так называемый Экстренный Выход (Emergency Exit) - дверь, которая предназначена для быстрой эвакуации. Ее также используют пассажиры с детскими колясками и велосипедисты. При открывании двери срабатывает сигнализация, но никто не бежит выяснять, что случилось.
emergencyExit

Но даже если вы и выбрались наружу, связь с метро будет длиться два часа (начиная со времени вашего входа в метро), в течении которых можно бесплатно проехать один раз на автобусе. Это называется трансфер.

Писаные правила


rules


Правила поведения похожи на десять заповедей:
Не ломай
Не сори
Не кури
Не желай жены ближнего твоего
и т.д.
Обращу внимание на следующие правила:

Не более одного сиденья на человека.
Вы и ваши вещи должны занимать одно сиденье. В свете национальной американской проблемы "избыточный вес" оно трудно выполнимо.

Не лежать
Не побираться

Увы, очень часто видишь определенную публику именно в описанных состояниях.


Безопасность в метро

Бди!
(Козьма Прутков)


Старайтесь не ехать в пустом вагоне. В поздние часы обязательно садитесь в вагон с кондуктором. Этот вагон находится в середине поезда и легко опознается по высунутой из единственного открытого окна голове кондуктора - работника метро, следящего за посадкой-высадкой:
conductor

После 11 сентября в метро обычным звуковым фоном стали слова, периодически звучашие на станциях и в вагонах : "Если вы видите что-то подозрительное, скажите об этом полицейскому".
Об этом же напоминают постеры (абсолютно политкорректные в отражении пола, возраста и расы бдительных нью-йоркцев):
16millioneyes
В нашем городе - 16 миллионов глаз. Мы надеемся на них.
Если вы увидите что-то [подозрительное], не молчите.
Сообщите полицейскому, сотруднику метро или позвоните по телефону


Как любое место скопления людей, метро не осталось в стороне от всеамериканской кампании борьбы с сексуальными домогательствами
sexualHarassment
Сексуальное домогательство - преступление и в метро. Переполненный вагон - не извинение для неподобающего прикосновения. Не стыдитесь и не бойтесь сказать об этом. Сообщите сотруднику метро или полицейскому.


Дороги, которые мы не выбираем

Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим
(Козьма Прутков)


Все сказанное относится к обычным обстоятельствам. Но происходят и непредсказуемые события.
Вспоминаю первые дни в Америке, когда из глухого хутора в Коннектикуте самостоятельно поехали в Нью-Йорк и благополучно добрались на метро до нужного места. Встретивший одноклассник поразился нашей самостоятельности, на что я с недоумением ответил - у нас же была карта метро. Он как-то странно посмотрел на меня, но ничего больше не сказал. И только потом я понял, что в тот день ангел сохранил нас от множества неожиданностей, о которых не говорится ни в каких путеводителях.
Мы не попали под снегопад, вырубающий половину линий на несколько часов, на нашем маршруте не было проблем с сигналом, никому не стало плохо в вагоне и, самое главное, поезд приехал туда, куда было обещано!

Самые серьезные неожиданности - это изменения в расписании и движении поездов. Часто это заранее обьявленное изменение, о котором извещают листовки на стенах, в которых говорится, что такой-то поезд не будет ходить по уикендам, другой же из экспресса временно станет локальным и т.д.
serviceChange

Иногда же машинист только во время езды обьявляет "Еду в парк" и легким движением превращает локальный поезд в экспресс.
Самое веселое происходит, когда стрелочник переводит D-поезд на F-линию - впору запеть "эй, ямщик, поворачивай к черту, новой дорогой поедем домой".
Но подлинно катастрофическое событие - это сильный снегопад или проливной дождь. Порой приходится возвращаться не солоно хлебавши и вспоминать слова незабвенного Козьмы Пруткова И при железных дорогах лучше сохранять двуколку


Большая прогулка

Глядя на мир, нельзя не удивляться!
(Козьма Прутков)


Хотя почти все манхэттенские линии метро - подземные, в других районах благополучно продолжают функционировать наземные и надземные участки. И именно из-за этих рудиментов поездка на нью-йоркском метро превращается в интересное времяпровождение.
В некоторых местах езда похожа на аттракцион, в котором 10-вагонная гусеница вскарабкивается на холмы,
caterpiller1

ползёт над суетой города,
caterpiller6

продирается через паутину металлических конструкций и
threeLevels

извивается в трехэтажных развязках.
caterpiller3

Высокие точки зрения дают возможность пассажирам метро созерцать виды Атлантического океана и манхэттенскую skyline. Но это не все. Из-за конструкции вагонов вы, помимо боковых окон, можете смотреть в торцевые окна первого и последнего вагона, чувствуя себя пилотом самолета, потому что вид из окна первого вагона совершенно такой же, как и у машиниста.
toMost_0001


И теперь - Великий Клип о Великом Метро




Достопримечательности Нью-Йорка: Метро. История
Достопримечательности Нью-Йорка: Метро. Искусство подземки
Достопримечательности Нью-Йорка: Метро. Шары большого города
Достопримечательности Нью-Йорка: Метро. Redbirds
Достопримечательности Нью-Йорка: Метро. Смутное время
Достопримечательности Нью-Йорка. Метро. Фотографии (1910-ые - 2000-ые)





underGround

Никто не обнимет необъятного!
(Козьма Прутков)


У нью-йоркского метро - солидные конкуренты.
Лондон построил первую в мире подземку и умудряется до сих пор поддерживать это архаичное хозяйство.
Парижское метро имеет несколько скоростных линий.
Нет более красивого, до вычурности, метро, чем московское, и более современного, чем токийское.
Но, несмотря на то, что нью-йоркское метро имеет репутацию самого грязного и шумного, оно перевeзет вас в нужное место быстрее любого другого в мире, и обычно вовремя.
Как такое возможно?
Read more...


Не согласен, что нью-йоркское метро быстрое.
Московское в разы быстрее.
Экспрессы может и ничего идут, но, во первых, их хрен дождешься, во вторых, что если тебе не туда, где они останавливаются?

В вагонах NY комфортабельнее, конечно, кондиционер, довольно тихо, спокойно. Но за счет чего? За счет того, что едет как черепаха.
Московское страшно грохочет, качается, кажется вот-вот с рельс сойдет, но зато не едет - летит!
И поезда на станцию приходят каждые 2 минуты, а не как в NY, где нужный поезд можно час ждать, где меняется расписание и маршруты поездов, где вообще с первого раза не разберешься в схеме движения.

А еще в NY метро сиденья с углублениями под жопу. На таких лежать совершенно невозможно! :)

>Экспрессы может и ничего идут, но, во первых, их хрен дождешься
в часы пик прибывают довольно часто (~4-10 минут) [линк http://www.straphangers.org/statesub03/index.html].
Ночью интервал - полчаса, что значительно меньше, чем часов 5 в Москве :-)

>во вторых, что если тебе не туда, где они останавливаются?
так для этого пересаживаются на локальные

>В вагонах NY комфортабельнее, конечно, кондиционер ...
летом перепад температур на платформе и в вагоне, как на Луне между солнечной и теневой стороной :-)
А в вагоне - как в морозильнике

>вообще с первого раза не разберешься в схеме движения.
это вы оптимист :-)


Обожаю Ваши посты!
Очень интересно, спасибо!

Порадовала пиктограмма с проваливающимся человечком между платформой и вагоном с пояснением на русском 8-).
Спасибо. Очень интересно.

Спасибо.
>с пояснением на русском
А почему вы решили, что пояснение было на русском? Язык жестов - интернациональный :-)

Ужасно, пмсм, это же заблудиться можно лекго + стрессы всякие. В московском метро вот уже как 5 лет если не больше функционирует всего одна развилка :) До сих пор помню полные ужаса глаза какой-то женщины, когда объяснял ей, что ей надо выйти, вернуться на станцию назад и сесть в «правильный» поезд.

Не могу сказать на основе своего опыта, но возражение первого комментатора про скорость передвижения мне кажется разумным.

А вот единый на метро и автобус — правильная идея. А в Париже, насколько мне известно вообще «повременка» на любой общественный транспорт. Вот этого нам не хватает.

Ну и напоследок маленькое техническое замечание про «Великий Ролик))» — титры очень нескромные, портят картинку. Вот.

А в целом — благодарю за отличную познавательную статью и жду продолжения!

Спасибо.

>Ну и напоследок маленькое техническое замечание про «Великий Ролик))» — титры очень нескромные, портят картинку.
"Остап играл в шахматы второй раз в жизни" :-)

Прекрасный обзор. Спасибо! Надеюсь на продолжение.

На постере с глазами написано "Tell a cop...". Я думал что коп это жаргонное слово.

Хотелось бы увидеть аналогичный обзор про Нью-Йоркцев самых разных категорий, про правила поведения людей в NY.

Спасибо.
>Хотелось бы увидеть аналогичный обзор
Если позволит здоровье и бюджет :-)

Как всегда очень интересно. Чувствовала себя провинциалкой, которой устроили экскурсию.;)

Столица мира ждет вас, провинциалы из Парижа, Рима, Москвы! :-)

Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.

замечательно, спасибо!

Пост в самом деле замечательный, но не оправдывает вашего долгого молчания. Хотя... Наверное, вы правы, "лучше меньше, да лучше".
Это я не про вас, как понимаете. И сорри за оффтоп.;=)

Тише едешь - дальше будешь :-)

Пост интересный, пасиб. Но метро - нам такого не надо. Ужс.

А у вас негров вешают метро такое глубокое, что до мантии Земли доходит :-)

кстати, я бы не сказал, что надземное метро - рудимент. Надземные линии в NY, не меньше, а то и больше подземных :)
А еще на многих подземных станциях текут реки нечистот по шпалам и бегают крысы...
Станционные туалет если и есть, то в него лучше не заходить. Здоровее будешь. Однажды видел негритянку, которая присела в уголке платформы и поссала прямо при всех )

>Надземные линии в NY, не меньше, а то и больше подземных
Из 368 км - 219 км (~60%) приходится на подземные, 149 км (~40%) - на надземные линии.
>Станционные туалет если и есть
Увы, туалеты есть только на 77 из 468 станций. И вообще, проблема общественных
туалетов в Нью-йорке одна из самых злободневных.

У них метро, у нас электрички. И тоже можно уехать не туда и не за тем и вообще проехать мимо станции нужной на скорости 60 км. в час =)

>У них метро, у нас электрички
... а олени лучше :-)

хвастливенько так.

Эх! Нью-Йорк.

Красивый и хороший город. Есть только 3 города где я мечтал бы жить: Нью-Йорк, Бостон и Лос Анжелес. Люблю метро в Нью-Йорке. Всё организованно и очень удачно спроэктировано. Всё расчитанно на то что бы за как можно короткий промежуток времени пропустить максимальное число людей.

Я сравнивал метро в Н-Й с московским метро. Вот уж где лабиринты. В часы пик туда лучше не соватся - затопчут. У всех лица - как будильники. Идлиннющие переходы и коридоры. Мало скамеек. Я в течении суток имел возможность прокатится как на Нью-Йоркском так и на московском метро. Да, в Москве помпездно. Но кому эта красота там нужна если метро не приспособлено для людей?

Re: Эх! Нью-Йорк.

>Всё расчитано на то что бы за как можно короткий промежуток времени пропустить максимальное число людей
но все-таки весьма часто горлышко бутылки узковато :)


какой замечательный рассказ о метро. Сразу видно, что автор очень любит этот вид транспорта и доставляет эстетическое удовольствие, как и мне после прочтения. Спасибо.

Спасибо.
Автор больше всего любит ножной вид транспорта :)
Насчет эстетики - действительно, нью-йоркское метро местами
похоже на филиал музея современного искусства.


?

Log in

No account? Create an account